При этом ситуация близка к кризисной. Уровень золотовалютных резервов упал ниже приемлемого показателя, дефицит бюджета увеличивается, в декабре прошлого года резко сократились остатки средств на едином казначейском счете. Непонятно, где найти 9 миллиардов долларов для обслуживания внешнего долга. Поэтому получение очередных траншей c выглядит, на первый взгляд, выходом из сложного положения. Тем более что фонд дает кредиты под достаточно низкие проценты.

Но за эти низкие проценты Украине нужно будет заплатить очень высокую экономическую и социальную цену. Несмотря на кардинальное изменение экономической ситуации в мире, МВФ выдвигает в качестве условия возобновления сотрудничества с ним все те же замшелые постулаты так называемого Вашингтонского консенсуса, которые в свое время были разработаны для стран Латинской Америки и давно доказали свою полную несостоятельность.

МВФ не предложит Украине никаких новых рецептов, кроме жесткого ограничения бюджетных расходов, прежде всего, социальных, повышения тарифов на газ для ЖКХ и населения. А это лишь ускорит уже наметившийся спад экономики, не говоря о социальных издержках подобной политики. При этом судьба средств, которые могут быть выделены МВФ Украине, заранее известна – они «транзитом» уйдут на погашение долга перед самим Фондом.

Поэтому Украине нужно искать иные способы выхода из сложившейся ситуации. Странно, что выбирая между дефолтом без кредита МВФ и социальным взрывом в результате внедрения типовых рецептов Фонда, наше правительство не хочет видеть третьего пути. Вступление в Таможенный союз, а также полноценное сотрудничество с Россией, Белоруссией и Казахстаном могут решить значительную часть экономических проблем Украины. Одно только снижения цен на газ позволит изыскать значительные средства для погашения внешнего долга и даже снизить тарифы на газ для населения. Это если не касаться вопроса о доступе на рынки стран Таможенного союза, что на самом деле значительно важнее, чем цена на газ.

А что касается взаимоотношений Украины с МВФ, то эти переговоры должны стать, как минимум, предметом широкой общественной дискуссии. Ведь решение о кредите задевает интересы каждого гражданина, каждой украинской семьи. Возможно, нам следует вынести вопрос о внешних заимствованиях на всенародный референдум – пусть народ сам решит, нужно ли нам брать долги. Во всяком случае, такие жизненно важные вопросы не должны обсуждаться келейно, втайне от граждан.